СТАНЕТ ЛИ КАРЕЛИЯ «СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНОЙ»?


Компания «РИА-Аналитика» в октябре опубликовала рейтинг российских регионов по доле пользователей сети Интернет. Его лидером предсказуемо стала Москва, где регулярно или периодически Интернетом пользуются более 72 процентов населения. Второе место заняла Республика Карелия с показателем 59,2%. Карелии удалось обогнать в рейтинге даже Санкт-Петербург, который замкнул тройку лидеров с результатом в 58,8%. В среднем по России доля пользователей Интернета составляет немногим более 37%.
Эксперты считают столь высокий результат Карелии результатом проводящейся в регионе активной политики по внедрению информационных технологий.

Мы попросили прокомментировать эту ситуацию Наталью Рузанову — директора Карельского регионального центра новых информационных технологий, которая в свое время выступила инициатором подключения республики к глобальной сети.

— Наталья Сократовна, всех наблюдателей, конечно, интересует вопрос: как Республике Карелия, которая, скромно говоря, является далеко не лидером в российской экономике, удалось занять второе место по распространению Интернета?

— Экономическое лидерство — вещь относительная. Конечно, в Карелии нет сибирской нефти, уральских индустриальных гигантов или такого количества банков, как в Москве. Но наша республика уже не первый год стабильно входит в десятку наиболее информатизированных регионов по рейтингам Института развития информационного общества. Мы, конечно, понимаем, что есть определенный разрыв в возможностях доступа к Интернету между столичным Петрозаводском и отдаленными районами, но сейчас интенсивно работаем над его преодолением. Сегодня жители каждого района имеют возможность подключиться к сети.

— Расскажите, пожалуйста, об истории становления Интернета в Карелии.

— Напомню, что Карелия раньше всех остальных российских регионов стала заниматься компьютерными, а затем информационными технологиями. Первая электронно-вычислительная машина в Петрозаводском университете появилась еще в 1961 году, то есть 50 лет назад. Тогда посмотреть на это чудо приезжали не только из районов республики, но и из российских столиц.

А спустя 30 лет, в 1991 году наш университетский центр стал одним из первых в России, где начали пользоваться электронной почтой. С 1992 года мы вели переговоры с министерством образования Финляндии о подключении к полноценному Интернету, и уже через год фактически стали «виртуальной частью» этой страны. Наши коллеги из различных финских университетов предоставили нам 256 IP-адресов и, благодаря им, мы таким образом вышли в мировую сеть.
Уже в 1994 году на базе ПетрГУ мы создали телекоммуникационный узел, став таким образом первым провайдером в республике, и подключили к Интернету Карельский научный центр, Национальную библиотеку, а также несколько школ, причем в разных районах. Этого не было тогда даже в Москве, и Карелия фактически шагала в ногу с европейскими регионами. И уже в 1995 году мы открыли сайт www.karelia.ru — один из первых в русскоязычном интернет-пространстве.

— Словом, помимо Вашей активности и наличия мощной университетской базы, большую роль в развитии карельского Интернета сыграло соседство с Финляндией?

— Разумеется. Финляндия является одной из ведущих стран мира по информатизации. Мы рады, что давно уже установили и поддерживаем связи с финскими университетами, у нас организуются совместные проекты, налажены образовательные и студенческие обмены. Они, конечно, очень сильно повлияли и продолжают влиять на становление в Карелии современного сознания, открытого к модернизации и новым технологиям.


Забавно сравнивать ситуацию лет 10-15 назад и сейчас. Если тогда, спрашивая студентов в аудитории: у кого есть компьютер? — я видела лишь несколько рук, то теперь на вопрос: у кого нет компьютера? — не вижу ни одной!

Но главное — мы пытаемся учить нашу молодежь не просто новым знаниям и технологиям, но и включать ее в решение практических задач республики. Поэтому, полагаю, потенциал инновационного развития у Карелии очень большой.

— Есть известная беда: много молодых людей уезжает из республики. Видимо, сегодня их потенциал не слишком востребован?

— Согласна, эта проблема есть: все-таки мы учим студентов на основе современных стратегий, а реальная экономика Карелии за ними не всегда поспевает. Но многие наши выпускники, уехавшие из республики, все равно стремятся поддерживать с нами связи, постоянно идет пополнение и новыми поколениями. И меня очень радует стремление нынешних студентов к самостоятельному творческому решению задач. Просто скачать из Интернета какой-нибудь реферат — это уже становится не модным.

Но я все же уверена, что у Карелии большие перспективы в сфере развития информационных технологий — именно благодаря нашей республиканской специфике.В каком-то смысле, мы фактически идем по пути многих европейских регионов, где креативные люди, которые пишут новые программы и стратегии, предпочитают жить не в крупных городах, а на природе, в экологически чистых местах. Зачем толкаться в офисах, дышать выхлопными газами и стоять в многочасовых пробках, если сеть информационных коммуникаций существует повсюду? Так что у нас сейчас главная проблема — чтобы власть была заинтересована в развитии загородного жилого строительства, подключенного ко всем современным коммуникациям. Это позволило бы заинтересовать нашу молодежь оставаться в республике и применять свои знания на ее благо. Но это наверное уже вопрос к нашим политикам…

— Если пофантазировать, учитывая высокое развитие информационных технологий в республике по сравнению с другими российскими регионами и наличие в университете собственного IT-парка, — возможно ли в перспективе превращение Карелии в своеобразный аналог «Силиконовой долины», центр технологических инноваций?

— В России таким аналогом называют проект Сколково, и Карелия пока не может с ним конкурировать. Все-таки там совершенно иной уровень финансирования, да и близость к Москве играет свою роль…

— Но американская Силиконовая долина тоже ведь возникла не в столице, а совсем на другом конце страны — в Калифорнии...

— Это интересное замечание! Действительно, для развития информационных технологий нет нужды в чрезмерной централизации. В той же Финляндии одним из ведущих IT-центров — со своим технополисом — является относительно небольшой город Оулу. Я полагаю, что проект российской «Силиконовой долины» также не может остановиться на одном Сколково, потому что модернизация требуется везде. И на таких небольших территориях, как Карелия, развитие новых технологий будет наглядным и эффективным.

Беседу вел Вадим Штепа